Как отмечают эксперты агентства, кредитный рейтинг Коми обусловлен умеренно высокой долей собственных доходов бюджета, умеренно низкой долговой нагрузкой и средним уровнем ликвидности бюджета.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу республики со «Стабильного» на «Позитивный» обусловлено прогнозируемым улучшением показателей бюджетного профиля на фоне высоких темпов роста налоговых и неналоговых доходов (ННД) в 2021 году и ожидаемой стабилизацией графика погашения долга.
Ключевые факторы оценки
В 2022 году законом о бюджете предусмотрено исполнение бюджета с дефицитом порядка 15% ННД, основным источником финансирования которого, исходя из данных закона, станут банковские кредиты. Вероятно, исполнение бюджета в 2021 году с меньшим, чем запланировано, дефицитом позволит республике сохранить остатки на счетах и частично изменить источники финансирования дефицита бюджета в 2022 году.
В 2021 году правительство России реструктурировало бюджетный кредит, предоставленный республике годом ранее для рефинансирования кредита Управления Федерального казначейства. Кроме того, регион привлек бюджетный кредит в размере 7,9 млрд руб. на замещение коммерческого долга. Данные меры позволили снизить как риски рефинансирования долговых обязательств региона, так и процентные расходы на обслуживание долга.
Республике до конца 2022 года предстоит погасить 6% своих долговых обязательств. Расходы на обслуживание долга являются необременительными для регионального бюджета (соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2018–2022 годах составит 2%).
Волатильность бюджетных показателей региона обусловлена зависимостью от крупнейших налогоплательщиков в добывающем секторе. Добыча полезных ископаемых (нефть, газ, уголь), на которую в 2019 году приходилось 43,8% ВРП, является основным фактором, влияющим на динамику промышленного производства и ВРП Республики. Вместе с подотраслью «Производство нефтепродуктов» добывающий сектор в 2019 году формировал более 70% промышленного производства Коми. ВРП на душу населения является высоким (в 2019 году по данному показателю республика занимала 12–е место среди субъектов РФ), а соотношение усредненных за период 2017–2020 годов среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума (для трудоспособного населения) составило 366%. Усредненный уровень безработицы в 2017–2020 годах составил 7,5%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- использование долгосрочных источников финансирования дефицита бюджета;
- минимальный рост долговой нагрузки по итогам 2021 года;
- устойчивый рост уровня собственной ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост текущих расходов бюджета республики, не сопровождающийся ростом текущих доходов бюджета;
- увеличение долговой нагрузки до уровня более 55% текущих доходов;
- финансирование дефицита бюджета с привлечением краткосрочных источников финансирования долга;
- снижение соотношения усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума ниже 350%.
Рейтинги выпусков
Республика Коми, 35013 (ISIN RU000A0JWZM1), срок погашения — 16.11.2022, объем эмиссии — 6,18 млрд руб., — А-(RU).
Республика Коми, 35014 (ISIN RU000A0JXUD9), срок погашения — 25.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А-(RU).
Перечисленные облигационные выпуски региона, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует рейтингу Коми - А- (RU), прогноз «Позитивный».