Этот год республика начала с дефицитом бюджета в 12,2 млрд рублей. Если в первом и втором квартале 2021-го между доходами и расходами наблюдалась серьезная разница, то в третьем квартале удалось добиться профицита. Доходы бюджета были увеличены на 8,7 млрд рублей. Они выросли за счет увеличения налога на прибыль (+7,6 млрд рублей), налога на доходы физлиц (+ 601,8 млн рублей) и неналоговых доходов (+449,9 млн рублей).
— В первую очередь это (выросшие доходы бюджета), конечно, работа правительства и его экономического блока. Основная идея заключалась в улучшении инвестиционного климата. Улучшение инвестиционного климата ― слова, которые кажутся довольно банальными, но за ними стоит огромная системная работа, которая началась еще в прошлом году. Ее результат ― налицо и на счетах.
Краеугольным камнем для повышения доходов республиканского бюджета и улучшения инвестиционного климата стала новая стратегия социально-экономического развития, которую Владимир Уйба защищал в республиканском парламенте в феврале этого года.
Основой для стратегии, в свою очередь, стал перевод всей экономики на рельсы развития перерабатывающей отрасли, и соответственно, получения высокомаржинальных продуктов. Примером проекта «нового формата» может послужить завод по производству мебели, работа по созданию которого ведется ООО «Лузалес» совместо с «Асконой».
― Министр экономического развития России Максим Решетников приехал на два дня в республику, чтобы убедиться в реальности написанного. Я впервые вижу план, где намерены до 2026 года привлечь инвестиции на сумму более чем 26 млрд и создать 6000 новых рабочих мест. Он два дня с погружением пробыл в республике, посмотрел Инту, Воркуту, Сыктывкар и с легкой душой подписал этот план, ― рассказал Владимир Уйба.
Одобрение выбранной республикой стратегии и социально-экономическому плану развития Максим Решетников выразил и в беседе с президентом страны. Владимир Путин поручил правительству рассмотреть предложения, озвученные главой Коми.
― Это фундаментальные вещи, которые мы заложили в 2020 году, начали развивать в 2021 году и будем развивать дальше. Именно системная работа привела к тому, что мы сегодня вышли не с плачем о том, что все плохо, а наоборот, с увеличением объемов расходов, — поделился глава региона.
Сэкономленные 7,7 млрд рублей направят на различные нужды. Из этой суммы 1,5 млрд будет вложено в развитие здравоохранение, почти 900 млн ― на поддержку семей с детьми, 200 млн рублей ― на поддержку муниципальных бюджетов. На развитие транспортной инфраструктуры выделят 3,4 млрд рублей. Эти деньги пойдут на «закрытие» обязательств в рамках концессионного соглашения по ремонту участков дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар. Досрочное погашение и длившиеся год переговоры с концессионером в будущем для республики означают экономию в 2,4 млрд рублей.
Также экономия позволила заложить 1,8 млрд рублей на оздоровление «Комиавиатранса».
― Малая авиация в таких регионах, как наш, кровь из носу нужна. Мы обязательно будем ее сохранять. Потому что никто не возьмет убыточные рейсы: мы уже обсуждали этот вопрос с многими авиаперевозчиками. Но люди то эти рейсы ждут. Тут речь в первую очередь идет не о выгоде, а о транспортной доступности, о комфорте людей. Я уже говорил президенту: «Владимир Владимирович, нужно возвращаться к той истории, которая у нас была до 2003 года — сто населенных пунктов были связаны с помощью АН-2. Нам нужен «Байкал», аналог АН-2. Тут же выступил министр промышленности Денис Валентинович (Мантуров): «Мы сегодня в полушаге. «Байкал» с 2023 года уже пойдет в серию, ― сообщил Владимир Уйба.
«Байкал» вместит 12 пассажиров, а стоимость будет билетов низкой.
Помимо этого правительство Коми ведет подготовка по созданию площадок, где и будут садиться «Байкалы». В частности, республика год отрабатывала с Росимуществом передачу ижемского аэропорта с полосой, которая несколько лет назад спасла жизни 80 человек.
― Росимущество говорит: «Забирайте, только мы туда ни копейки не вложим». А зачем нам это? Это тоже стратегия. Нам нужны эти площадки, эти полосы, чтобы подготовиться к 2023-2024 году и запустить серию «Байкалов» ― это вернет транспортную доступность 2003 года. И 1,8 млрд рублей «Комиавиатрансу» — это краеугольный камень в фундамент возрождения малой авиации, — заключил Владимир Уйба.
Евгения Гранина