На встрече председатель совета директоров корпорации АЕОН Роман Троценко высказал предложения по развитию железнодорожного транспорта, касающиеся строительства участка Северного широтного хода, который позволит соединить Свердловскую железную дорогу и Северную железную дорогу и выйти в незамерзающую часть Баренцева моря в районе Индиги.
– Бо́льшая часть этого железнодорожного маршрута уже построена, то есть идёт разговор о двух участках, которые нужно достроить. Это позволит грузы из района Новосибирска, Кузбасса, транзитный груз из Казахстана вывозить на глубокую воду по маршруту, который в полтора раза короче Транссиба, и разгрузить Транссиб для более дорогих перевозок – скажем, контейнерных грузов, – отметил он.
Как отметил Владимир Путин, разгрузить Транссиб – важное стратегическое решение:
– По поводу выхода к Баренцеву морю. Мы давно уже этот проект изучаем, предлагаем. Давайте ещё раз к этому вернёмся. Безусловно, это хороший проект, и над ним нужно продолжать работу. Разгрузить Транссиб – это абсолютно верно даже со стратегической точки зрения, на будущее.
По словам Романа Троценко, в отношении Северного морского пути есть предложение запустить арктическую контейнерную линию, которая позволит самым коротким маршрутом перемещать контейнеры из Азии в Европу, частично используя обратную загрузку судов, которые вывозят российскую экспортную базу.
– По поводу контейнерных перевозок по Северному морскому пути: мне бы очень хотелось, чтобы когда-то, чем быстрее, тем лучше, этот Северный морской путь, о котором мы так много говорим, использовался и для контейнерных перевозок. Здесь нам нужно поработать над развитием и укреплением береговой инфраструктуры, портовой инфраструктуры, вопросами, связанными с обеспечением безопасности, и самое главное – эти контейнерные перевозки должны быть экономически целесообразными, выгодными. Но, точно совершенно, над этим работать нужно, – прокомментировал президент.
На встрече эксперты отметили, что инвесторы возлагают большие надежды на развитие новых транспортных коридоров.
– Всё в «десятку», всё очень интересно. По-разному я тоже к этому отношусь, но спасибо за то, что вы такой анализ нам предложили, – оценил предложения эксперта президент Владимир Путин.
Напомним, глава Коми Владимир Уйба в видеообращении 21 августа рассказал о значимости Северного широтного хода для республики. Он подчеркнул, что ждать реализации проекта, который подтолкнет экономику региона вверх, недолго: все должно быть завершено до 2027 года.
— Общий объем финансирования проекта — более 100 млрд рублей, более 1,5 тысячи новых рабочих мест. Самое главное, что его реализация — новый виток развития Республики Коми. Первый кирпич, который мы заложили в Северный широтный ход, — план диверсификации. Именно план перехода от только добычи к переработке требует логистики, транспортного коридора. Более того, появление такого удобного логистического пути, как Северный широтный ход, означает приток инвесторов. Это все очень важно и это все не за горами, в ближайшие 5-7 лет, — сказал глава республики.
***
Железнодорожная магистраль Северный широтный ход протяженностью 707 км должна обеспечить вывоз с месторождений на севере Западной Сибири и существенно сократить маршруты до портов Севморпути. Прогнозируемый объем перевозок — 23,9 млн т в год (в основном газовый конденсат и нефтеналивные грузы).
В проект будут включены инфраструктурные элементы: железнодорожная часть моста через реку Обь и подходы к ней, новый железнодорожный участок Салехард — Надым (353 км), а также железнодорожная часть моста через реку Надым и подходы к ней.
Северный широтный ход позволит снизить затраты на транспортную составляющую для вывоза нефти и газа на азиатском и европейском направлениях. В рамках проекта будет создано более 2000 рабочих мест, две трети из которых придутся на Коми.
Летом 2020 года республика стала первым субъектом Арктической зоны России, оказавшим в инициативном порядке помощь «Русатом Карго» по анализу потенциала формирования «обратной грузовой базы», необходимой для окупаемости Северного морского пути.
Значительный потенциал для заполняемости контейнерных перевозок отмечен в лесной (деревообрабатывающей) промышленности (в интересах рынков Азиатско-Тихоокеанского региона). Высоким потенциалом для перевозок по СМП обладает собственная минерально-сырьевая база региона (нефть, газ, уголь, бокситы, титан, горнорудные материалы), а также продукция целлюлозно-бумажной и полимерной промышленности.
Только первичная оценка показывает, что Коми обладает потенциалом формирования не менее 10% всего объема обратной грузовой базы СМП (без учета транзита).
В то же время для вывоза этой грузовой базы необходимо расширение транспортного сообщения для подхода к портам СМП. Для Коми базовыми инфраструктурными проектами по расширению таких транспортных коридоров являются «Северный широтный ход» и «Баренцкомур» со строительством порта «Индига».