— Северный широтный ход становится реальностью. Он будет полностью выполнен до 2027 года. И самое важное, что в плане по проекту есть наши северные города, в том числе Воркута и Инта. Общий объем финансирования проекта — более 100 млрд рублей, более 1,5 тысячи новых рабочих мест. Самое главное, что его реализация — новый виток развития Республики Коми. Первый кирпич, который мы заложили в Северный широтный ход, — план диверсификации. Именно план перехода от только добычи к переработке требует логистики, транспортного коридора. Более того, появление такого удобного логистического пути, как Северный широтный ход, означает приток инвесторов. Это все очень важно и это все не за горами, в ближайшие 5-7 лет, — сказал глава республики.
Напомним, что железнодорожная магистраль Северный широтный ход протяженностью 707 км должна обеспечить вывоз с месторождений на севере Западной Сибири и существенно сократить маршруты до портов Севморпути. Прогнозируемый объем перевозок — 23,9 млн т в год (в основном газовый конденсат и нефтеналивные грузы).
В проект будут включены инфраструктурные элементы: железнодорожная часть моста через реку Обь и подходы к ней, новый железнодорожный участок Салехард — Надым (353 км), а также железнодорожная часть моста через реку Надым и подходы к ней.
Северный широтный ход позволит снизить затраты на транспортную составляющую для вывоза нефти и газа на азиатском и европейском направлениях. В рамках проекта будет создано более 2000 рабочих мест, две трети из которых придутся на Коми.
Летом 2020 года республика стала первым субъектом Арктической зоны России, оказавшим в инициативном порядке помощь «Русатом Карго» по анализу потенциала формирования «обратной грузовой базы», необходимой для окупаемости Северного морского пути.
Значительный потенциал для заполняемости контейнерных перевозок отмечен в лесной (деревообрабатывающей) промышленности (в интересах рынков Азиатско-Тихоокеанского региона). Высоким потенциалом для перевозок по СМП обладает собственная минерально-сырьевая база региона (нефть, газ, уголь, бокситы, титан, горнорудные материалы), а также продукция целлюлозно-бумажной и полимерной промышленности.
Только первичная оценка показывает, что Коми обладает потенциалом формирования не менее 10% всего объема обратной грузовой базы СМП (без учета транзита).
В то же время для вывоза этой грузовой базы необходимо расширение транспортного сообщения для подхода к портам СМП. Для Коми базовыми инфраструктурными проектами по расширению таких транспортных коридоров являются «Северный широтный ход» и «Баренцкомур» со строительством порта «Индига».